(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)
Результат (методическая и практическая направленность использования)
Информационно-коммуникационные технологии
Применение ИКТна уроках русского языка и литературы позволяет решить ряд задач: формированиеорфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Кроме того,
использование ИКТ на урокахразвивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у логическое мышление.
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. Использую различные интернет-ресурсы при изложении нового материала(демонстрационно-энциклопедические программы, презентации), на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры);при контроле и проверке изученного материала(программы для тестирования и контроля); при самостоятельной работе (электронные энциклопедии, развивающие программы).
Внедрение ИКТ в преподавание русского языка и литературы начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, индивидуальных работ, тесты и др.).
На данный момент компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения:при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний,
Их применение позволяетодновременно решать ряд проблем:
- помогают повысить уровень своих знаний;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроке , но и
в домашних условиях.
Презентации
Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.
Позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
При изучении новой темы провожу урок с применением мультимедийной презентации.
Можно использовать презентацию при повторении, закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, объяснения тех фрагментов, которые вызвали затруднения.
Тестовые технологии
Тест выявляет общую картину успеваемости и определяет уровень усвоения материала каждым учащимся..
Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ.
Тест способствует развитию логического мышления интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив.
Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.
Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащимся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой.
В своей работе я постоянно применяю тесты различных видов. Это помогает мне быстро и качественно проверить знания моих учеников. У меня есть целый набор тестов по литературе и русскому языку. Это тесты, позволяющие проверить знания учащихся по отдельным темам, тесты для вводного контроля, для промежуточной аттестации и тесты итоговые, которые я провожу в конце учебного года.
Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка. Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их; знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.
Конечно, задания в форме тестов не является единственной формой проверки усвоения материала, так как имеет и недостаток: выполнение тестовых заданий несёт в себе определённый элемент случайности.
Игровые технологии
Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, сопоставлять, оценивать.
Использую после прохождения большого раздела.
Применение игровых технологий позволяет повысить у обучающихся интерес к таким предметам, как русский язык и литература, развить в каждом такие личностные качества, как:
-целеустремлённость,
-сотрудничество,
-умение приходить на помощь товарищу,
- активность.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление здоровья. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
На уроках я провожу дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для эмоциональной разгрузки, упражнения для опорно-двигательного аппарата; кабинет перед занятием проветривается; в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера и др.
Таким образом, я решаю главные задачи здоровьесберегающих технологий: качественное обучение, развитие и воспитание учащихся, не сопровождающееся нанесением ущерба их здоровью, воспитание культуры здорового образа жизни школьников.
Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Кроме того, сайты мною используется активно уже не первый год. Эти сайты также используют и многие ученики при подготовке к урокам и экзаменам, особенно это полезно в случаях, если ребенок отсутствовал в школе, например, по причине длительной болезни.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки.
К тому же, многие дети мобильнее взрослых, использовать ЭОР им порой проще, чем взрослым. А многим детям понимать и запоминать материал проще только таким способом. К тому же самообразование бывает полезно в любом возрасте.